Родителям способах реализации Принципов ФГОС ДО
Что, как, когда, зачем и почему? …
Понять ребенку надо самому.
А вот создать условия для понимания, -
И есть мастерство воспитания.
Что такое ФГОС ДО?
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.
Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) создан впервые в российской истории, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и введён в действие с 1 января 2014 года.
Стандарт разработан на основе:
- Конституции РФ.
- Законодательства РФ.
- Конвенции ООН о правах ребёнка.
Зачем нужен стандарт?
Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.
На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы взаимодействия педагогов МДОУ "Рудновский детский сад" и семьи
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями имеет большее значение, чем хорошо проведённое мероприятие.
2) Индивидуальный подход.
Такой подход необходим не только в работе с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своём люди амбициозные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительный результат. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4) Серьёзная подготовка.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с семьями воспитанников необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж организации в целом.
5) Динамичность.
ДОО сегодня должна находиться в режиме развития и представлять собой открытую и мобильную систему: быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться форма и направление работы педагогического коллектива с семьями воспитанников. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (коллективное, диадное) обусловливает интериоризацию ценностей культуры в ценностную структуру личности ребёнка через механизм чувственного переживания, осознания внутренних отношений, в результате чего вырабатываются ценностные ориентиры, личностный смысл его деятельности, субъектные качества, проявляющиеся в общении, уважении мира другого человека, самостоятельности и ответственности, рефлексивности и эмоциональной адекватности, внутренней позиции и самоценности.
Модель организации образовательной деятельности на день
№ п/п |
Образовательные области (направления развития) |
1-я половина дня |
2-я половина дня |
1 |
Физическое развитие |
Прием детей на улице в теплое время Утренняя гимнастика (игровая, корригирующая, беговая, гимнастика с предметами. Музыкальное сопровождение) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны. Физкультминутки Прогулка в двигательной активности Подвижные игры Оздоровительная ходьба в конце прогулки Пальчиковые игры Игры-забавы Физкультурные занятия. |
Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне, ходьба по «дорожке здоровья») Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная активность Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) Игры по профилактике плоскостопия, осанки
|
2 |
Социально-коммуникативное развитие |
Утренний прием детей, общение, игра Формирование навыков культуры еды Полоскание рта после еды Гигиенические процедуры. Формирование навыков самообслуживания. Формирование навыков культуры общения Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Этика быта, трудовые поручения Игра на развитие эмоций Игры коммуникативные |
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность). Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Ролевая, манипулятивная игра Настольно-печатные игры Дидактические игры Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе Проблемные ситуации. Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, спектакли). Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Общение в ходе рассматривания фотоальбомов |
3 |
Познавательное развитие |
Развитие познавательных интересов детей Занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии Опыты и экспериментирование Рассматривание календаря погоды Рассматривание картин, иллюстраций |
Игры Досуги Индивидуальная работа |
4 |
Речевое развитие |
Артикуляционная гимнастика Игра, общение Занятия Дидактические игры Речевые игры |
Работа в книжном уголке Словесные игры Чтение, обсуждение художественной литературы Индивидуальная работа Дидактические игры Настоль-печатные игры |
5 |
Художественно-эстетическое развитие |
Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности. Занятие по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Танцевальные движения |
Игра-рисование Игра-лепка Игра-театр (настольная) Слушание музыки Игры на музыкальных инструментах Развлечения Индивидуальная работа |
План совместной образовательной деятельности с детьми
в различных видах деятельности и культурных практик в режимных моментах
Модули образовательной деятельности/ Формы образовательной деятельности |
Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю |
«Социально-коммуникативное развитие» |
|
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта |
ежедневно |
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта. Беседы и разговоры с детьми по их интересам |
ежедневно |
Совместная игра воспитателя и детей (ролевая, строительно-конструктивные игры) |
2 раза в неделю |
Самообслуживание |
ежедневно |
Ролевая, манипулятивная игра |
ежедневно |
Игра на развитие эмоций |
ежедневно |
Игры коммуникативные |
4 раза в неделю |
Строительная, конструктивная игра |
2 раза в неделю |
Общение в ходе рассматривания фотоальбомов |
2 раза в неделю |
Игра, общение |
ежедневно |
Подготовка к прогулке |
ежедневно |
«Познавательное развитие» |
|
Наблюдение, исследование |
ежедневно |
Рассматривание календаря погоды |
2 раза в неделю |
Сенсорный, игровой и интеллектуальный |
1 раз в неделю |
Опыты, эксперименты, наблюдения |
1 раз в 2 недели |
«Речевое развитие» |
|
Пальчиковые игры |
1 раз в неделю |
Рассматривание картин, иллюстраций |
1 раз в неделю |
Настольно-печатные игры |
2 раза в неделю |
Словесные игры |
3 раза в неделю |
Педагогические ситуации |
2 раза в неделю |
Чтение, обсуждение художественной литературы |
2 раза в неделю |
Заучивание стихотворений/ Заучивание произведений устного народного творчества |
1 раз в неделю |
«Художественно-эстетическое развитие» |
|
Чтение литературных произведений |
ежедневно |
Игра-рисование |
1 раз в неделю |
Игра-лепка |
1 раз в неделю |
Игра-театр (настольная) |
1 раз в неделю |
Пение |
1 раз в неделю |
Слушание музыки |
1 раз в неделю |
Развлечения |
1 раз в неделю |
Танцевальные движения |
1 раз в неделю |
Игры на музыкальных инструментах |
1 раз в неделю |
«Физическое развитие» |
|
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
Гимнастика (дыхательная релаксационная, пальчиковая) |
ежедневно |
Гигиенические процедуры |
ежедневно |
Подъем. Ленивая гимнастика. Закаливание. |
ежедневно |
Прием пищи |
ежедневно |
Релаксация и снятие физического напряжения |
3 раза в неделю |
Игры по профилактике плоскостопия, осанки |
2 раза в неделю |
Игры-забавы |
2 раза в неделю |
Физкультурный досуг |
1 раз в месяц |
Подвижная игра |
ежедневно |
Пешеходные прогулки |
1 раз в неделю |
Существенное внимание в ДОУ уделяется детям, проявляющим одаренность. Для этой категории детей предусмотрена разработка индивидуальных образовательных программ (маршрутов).
Индивидуальная образовательная программа «Одаренный ребенок» является одним из программно-целевых документов педагогов ДОУ, характеризующих ценностно-целевые ориентиры, специфику, организацию, ресурсное обеспечение (программно-методическое, предметно-развивающее) образовательной деятельности одаренного ребенка в детском саду, преобразования в образовательных технологиях, с учетом характерных индивидуальных особенностей, выявленных проявлений его одаренности.
Индивидуальная образовательная программа является средством выстраивания педагогической образовательной стратегии, целью которой является организация педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей на достижение поставленных целей образования одаренного ребенка, при выполнении запрограммированного плана действий за определенный временной период.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагоги:
- планируют время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
- создают атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
- оказывают помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
- предлагают такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
- поддерживают детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
- организуют события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.
Коррекционно-развивающее образование обеспечит своевременную помощь и поддержку ребенку в решении возникших проблем в его развитии
Рациональный оздоровительный режим с применением оздоровительных методик:
- дыхательная гимнастика, общеукрепляющая зарядка;
- закаливание, витаминизация;
- пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж (лицевой, ладонный, аурикулярный, волосистой части головы, и другие);
- сказкотерапия, песочная терапия;
- логоритмика;
- озонирование внутренних помещений (проветривание, кварцевание);
- устранение аллергоисточников (организация индивидуального питания, исключение пухоперовых и шерстяных одеял, подушек, ковров).
Более подробно о реализации всех Принципов в образовательной деятельности ДОУ можно ознакомиться на нашем сайте в разделе "Образование".